ИСТОРИЯ ДРУГОЙ ЛЮБВИ 1 Как падала голова моя — не видели? Как брёл, безголовый, домой — не помните? Так зачем же жену мою, гады, обидели — Сказали, что мёртвый лежу я от дома на полпути?! Жена раскинула руки зелёными ставнями, Полным ветра парусом кинулась навстречу мне, Но увидев живым меня, взорвалась причитаниями — Прокляла как есть маяться и гореть в огне. И ушла домой. Запахнула ставни — наружу серым. Я вслепую пополз, трогая следы её ладонями. Шарахались от меня, как от твари, человеки несмелые — Обходили, кругом озирались, да так ничего и не поняли. Я всё полз и из рук не терял следа родного. Вдоль аллеи полз, где в детстве мать меня мучила. Ненароком вспомнил сказку о любви цветочницы и портного. И не к лучшему вспомнил её и не к худшему. 2 — Что, парень, совсем заплутал? Нализался свиньёй, без головы — без ног! Отоспался б, а утром пошёл, поискал Свою голову. — Я бы уснул, если б мог. Умоляю тебя: уходи, человек! Не топчи след родной, ноги милой моей! Дай, здоровый и сильный, дорогу калеке. — Да бери ты хоть всю! что мне, жить, что ли, с ней?! 3 Так, значит, ничего не видели — а обидели... Значит, не помните — а обидели... Ну и сволочи же вы все после этого! И метель ваша блядская все следы перепутала! Словно я дурак, подсовывает под руки Мне следы не те: трещины, выбоины, Палочки, осколки... Чтоб ты сдохла!.. Где же ходила жена моя любимая? 4 — Олюньчик! заметь: тот субъект на коленях Похож на большого и злого оленя! Ха-ха! Я охотник! А это дубина! Дубина, чтоб бить оленя по хребтине! 5 Была б голова на месте — губами бы следы выискивал. А теперь, наверное, давно уже утро и солнце сияет... Какая глупость! Зачем же сугробу губы... 1994 ПОБЕДИТЕЛИ И ПОБЕЖДЁННЫЕ: ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ Какой пустяк сразиться с великаном, когда грохочет сердце-барабан! И даже пусть не просто великан, а тридцать великанов — не устану сносить им головы, вытягивать хребты и наводить висячие мосты из их хребтов — над реками их крови! Какой пейзаж откроется с моста! Но совесть почему-то нечиста... А спросишь у кого — на полуслове они тебя же спросят самого: «Хоть что-то, кроме сердца своего, ты слышал хоть когда-нибудь, приятель?» — и в сторону. И я уже не я. И кровь внизу — как будто бы моя... Но им во след кидаю гневно: Нате! — и сердце исторгаю из груди! И даже те, что много впереди, согнувшись в корчах, уши затыкают и плачут от натуги перенесть раскаты сердца: гибельную весть для мёртвых духом сердце выбивает; и голос его грозен и могуч... Но небеса очистились от туч, дохнули безмятежной синевою — и сердце замолчало навсегда. А небо стало глубже. Как всегда. Г Е Р О Й Не жди меня — героя больше нет! Я снял с себя лицо, обрезал руки, сточил клыки; сначала выл от скуки, потом привык... Отрёкся от побед — и стал другим: не плачу, не смеюсь; учусь спокойно жить; по швам не рвусь; стою столбом, а то — бревном валяюсь; врагов не помню, всех перезабыл; огонь в груди вином угомонил; не рыпаюсь — и даже не пытаюсь Н И К Т О С ума схожу. И скоро будет так: как будто я замёрз; крошась, ломаясь, тянусь к ножу; нож падает; пытаюсь поднять его (недобрый это знак: коль нож упал, за ним вот-вот придут); я плачу как дитя; за пять минут боюсь всего, чего могу бояться; зову на помощь всех на свете мам; в дверь постучат; хочу спросить: кто там? — и падаю; и больше не подняться ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Мой милый брат зеркальный, замерзаю! По городу стервятником кружу — Ищу тебя, нигде не нахожу; В чужие окна ночью заползаю Согреться; обессилевший вконец, Вгрызаюсь в пол и чувствую: «конец...» Но дом — не наш! И сон приходит дикий: Все жаждут зла... На огненном коне несётся Смерть, красива как во сне. «Меня!» — кричу, но сам не слышу крика. Она хохочет: «Только не сейчас!» — и след простыл, и свет её угас. Все жаждут зла: кривлянье, гоношенье, собачья свадьба, сучий карнавал: все в масках, чтобы я не узнавал, иные — не отбрасывают тени. Но ты меня учил, как на дух брать: Я рассекретил призрачную рать! С кем рядом приходилось быть порою, из жизни нагло в сон перебрались; а я их созерцай и веселись... Все жаждут Зла! Надменны, как герои, явились лилипуты-циркачи, Его посланцы, экстра-трюкачи. И вставились в меня самодовольно. Я в самом центре, голая мишень! большая бессловесная мишень... «Не бойся. Мы убьём тебя не больно», — уродцев хор гундосый выдул в нос. Я как стоял — по пояс в землю врос. Слетели маски на пол! Искривилось толпы заразной общее лицо. И тени поползли. В конце концов, как всё во сне, толпа преобразилась: что делать? никого не узнаю! Страх вечной жизни кожу рвёт мою... . Я в землю вжился. Ноги задубели, растрескались и ветками пошли. Сосу корнями влагу из земли... Глаза сдираю, чтобы не глядели на этот мой позор — в моём же сне! Другая Смерть, на пепельном коне, несётся мимо. — «Мама! Дорогая! Я здесь!! Остановись! Я мальчик твой!» — «Мой сын сопит в котомке за спиной. Тебя же, полудерево, не знаю! Скорей всего, ты просто сирота. Была б моя котомочка пуста — взяла бы полудерево с собою. А так — прости!» — И снова я один. Но я не сирота! я чей-то сын! — Глотаю воздух: рот набит корою; ещё минута — с ног до головы я задубел... Глаза мои, увы, несодраны остались на свободе, вертятся в новых лунках: луп да луп. Я дерево с глазами! Чудо-дуб! Спешите все! на дереве-уроде оставьте для потомков письмецо!!! Бутылочным осколком, как резцом, нарежут по бокам инициалы; кресты, кружочки — тоже по бокам; спина — святое место «дуракам», — кого-кого, а их всегда хватало; а задница — для путников приют: нарежут «был» и дальше побредут. Но грудь мою не троньте! Протестую! Уйдите прочь! оставьте для других! Для тех, в чьей голове родится стих священный — «Не забуду мать родную!» Всплакни, дитя, о матери своей и ножичком мне сердце отогрей. И снова Смерть! Торопится-несётся. Вся чёрная, как озеро зимой. А конь под ней — прозрачный, ледяной — того гляди, в осколки разобьётся. Фонтаном бьёт земля из-под копыт... Мой рот кривой дубовый не кричит, а руки от листвы отяжелели. Я умер в деревянной тишине! Но Смерть коня направила ко мне. Не смею даже думать... Неужели... — Сыночек мой! не прячься от меня! Во мраке ночи, в белом свете дня какое бы не принял ты обличье — дубовое, людское, волчье, птичье, — найду... Я просыпаюсь наконец И думаю: «конец... конец... конец...» Скорей, скорей! — наружу выползаю; По городу стервятником кружу — Ищу тебя; нигде не нахожу... Мой милый брат зеркальный! замерзаю! 1996; 1998 СЕРДЦЕ 1 Завернул Алёша сердце В папиросную бумагу. Бечевой перевязал. — Ты продай его, Наташа, — Может, кто-нибудь да купит. Я носить его устал. Рубль предложат — не торгуйся. На полтинник — соглашайся. Сердце разве капитал? 2 Торговала день Наташа: Лытки, вырезка, грудинка, — здесь Наташу каждый знал. До мясца охоч народец: Мягше чтоб! чтоб крови больше! — покупая выбирал. Мимо свёртка ходят люди, Мимо Лёшкиного сердца: Дрянь товар! — невзрачен, мал. 3 Торговала день Наташа. Сердце честно предлагала, но никто не покупал. Пёс облезлый чуял сердце — Вкруг да около вертелся: нос покоя не давал. Пнула пса: «Пошёл отсюда! Убирайся, чёрт блохастый! Сердца ты ещё не жрал!..» 4 «На губах красна помада — На бумаге ярче крови!» — пёс торговке прорычал. И Наташа написала На ненужном сердце — «СЕРДЦЕ»... Лёшка б видел — зарыдал. Проходили люди мимо, Мимо Лёшкиного сердца: кто читал — и тот не брал. 5 Вечер взял своё: стемнело. Уходить пора Наташе. «Как быть с сердцем, кто б сказал? Для такого сердца надо Грудь огромную — как горы, и родную — как причал. У себя его оставлю, Сберегу для Лёши сердце. Он носить его устал». 6 Принесла Наташа деньги: — Продала я сердце, Лёша. Старичок какой-то взял. Лёшка деньги смял, затрясся, прошептал «спасибо, Птаха!» — рот скривил — и замычал... 1996 дальше истории главная